2-5 сентября 2008 г. в г. Светлогорске Калининградской области, состоится очередное 11-е Собрание Клуба андеррайтеров. Сегодня об истории возникновения, целях и задачах некоммерческого партнерства «Клуб андеррайтеров» читателям портала «Страхование сегодня» рассказывает Президент Клуба Валерий Шубин.
Мария Жилкина,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)
Валерий Сергеевич, расскажите, что такое Клуб андеррайтеров и какова его роль на российском страховом рынке ?
Клуб андеррайтеров, созданный в Хабаровске 16 июля 1997 года является первым профессиональным объединением андеррайтеров в России. Ежегодно проводятся собрания Клуба, в которых участвуют руководители и специалисты ведущих страховых, перестраховочных и брокерских организаций России, стран Ближнего и Дальнего Зарубежья. Каждое собрание дает возможность всем его участникам обменяться опытом работы, лучше узнать друг друга, сделать более комфортными условия профессионального сотрудничества между компаниями. В программу входят доклады специалистов по актуальным вопросам андеррайтинга в страховании и перестраховании, обсуждение интересных тем во время «круглого стола», предоставлена возможность установления и укрепления деловых контактов. На этот раз члены Клуба соберутся в г. Светлогорске, жемчужине Калининградской области.
Какие цели преследовало создание Клуба?
Клуб оформлен как юридическое лицо (некоммерческое партнерство), в Уставе которого определено следующее: «Клуб андеррайтеров – это некоммерческое профессиональное объединение специалистов страховых организаций, отвечающих по своим должностным обязанностям за прием-передачу страховых рисков по различным договорам страхования и перестрахования, других сотрудников страховых организаций, способствующих своей деятельностью успешной работе андеррайтеров, а также самих страховых организаций». Задачей Клуба мы считаем утверждение идеи высокого профессионализма участников страхового рынка как основы достойного ведения дела в страховании и перестраховании. Клуб андеррайтеров консолидирует профессиональные потенциалы специалистов страховых организаций и обеспечивает условия, необходимые для общения, выработки стратегии развития и налаживания партнерских и дружеских связей между страховыми организациями.
Проанализируйте кратко историю Клуба, проблемы, с которыми он сталкивался на разных этапах своего становления, и методы их решения.
На мой взгляд, история Клуба – это, прежде всего, история десяти его собраний. Основы были фактически заложены после пятой конференции по перестрахованию, когда я впервые делал доклад относительно совершенствования делового оборота в перестраховании. Идею подхватила компания «Москва Ре» в лице Сергея Дедикова и другие специалисты, так появились правила делового оборота в перестраховании, как факультативного, так и облигаторного. Одним словом, был дан определенный толчок для того, чтобы при, в общем-то, весьма ограниченном освещении перестрахования в российской законодательной базе, все-таки сделать максимально комфортной работу в этом бизнесе, совершенствуя те обычаи делового оборота, которые существуют как во всем мире, так и начали уже складываться в нашей стране.
Говоря о главной идее создания Клуба Андеррайтеров, неизбежно возникает вопрос, а андеррайтеров каких организаций он объединил? Мы говорим, что это андеррайтеры страховых и перестраховочных организаций, и в этом тоже есть серьезный смысл. Так сложилось, что на российском рынке андеррайтерами называют специалистов по оценке риска, которые работают над формированием и защитой страховых и перестраховочных портфелей, хотя в штатном расписании они чаще значатся как «специалист по страхованию» или «специалист по перестрахованию». Когда мы говорим, допустим, об облигаторном договоре, мы совершенно точно представляем, что перестраховщик в этом случае очень сильно зависим от андеррайтинга прямого страховщика, и заключая такой договор, он оказывает определенную степень доверия страховщику в части правильности оценки риска его андеррайтерами, правильной подготовки информации о нем. В то же время, при наличии доверия к профессионализму андеррайтинга страховщика, и перестраховщик делает свою работу по принятию этих рисков более быстрой и комфортной для клиента. Вот Клуб и призван был с самого начала сводить этих людей друг с другом хотя бы раз в год, чтобы каждый из них имел возможность поделиться опытом своей работы как по оценке рисков прямого страхования при передаче его в перестрахование, так и наоборот, плюс имелась бы еще и возможность кулуарных двусторонних переговоров, сближения позиций, большего понимания, кто как работает. Все эти годы Клуб старался придерживаться этой схемы. Считать его некой закрытой «кастой», наверное, неправильно, потому как он открыт для всех специалистов.
А какие достижения Клуба можно отметить?
Каждое собрание Клуба проходило с максимальной продуктивностью, и не только в плане познавательной деловой части, обсуждения вопросов, остро волнующих страховой рынок, как страховщиков, так и перестраховщиков, но и в плане живого общения (способного прояснить мысли, чаяния и настроения представителей страховых и перестраховочных организаций), а также совместного отдыха, значение чего тоже трудно переоценить. Ведь не для кого не секрет, что в нашем бизнесе очень важен личный аспект и доверительные отношения с партнерами. Клуб на своих собраниях дает возможность людям, которые ежедневно взаимодействуют по факсу и электронной почте, просто посмотреть друг на друга, познакомиться лично, оценить информированность, подготовленность и стиль работы партнера, его позицию, которую он выражает от лица компании. Это можно считать достижениями Клуба.
Клуб андеррайтеров – это своего рода рынок труда для специалистов перестрахования, ибо другой такой, можно сказать, демократической возможности показать свои профессиональные качества, зачастую нет (ни для кого не секрет, что на крупных конференциях выступают все время одни и те же люди). А наш Клуб – это очень хорошая возможность для специалиста прорекламировать себя, свои не только профессиональные, но и личностные качества, что впоследствии благотворно скажется и на карьерном росте, и на поиске новых лучших условий труда.
За годы своего существования Клуб не только снискал постоянных участников и верных соратников, но и утвердил себя как объединение, к мнению которого следует прислушиваться. Ежегодные собрания Клуба андеррайтеров прочно заняли свое место в календаре мероприятий страхового рынка в России. К Собраниям Клуба люди готовятся заранее, они планируют свои отпуска и командировки так, чтобы они не мешали там присутствовать.
Как выбирается место проведения очередного собрания?
Выбор места – очень ответственная задача. Собрания проводятся ежегодно в разных городах, при определении которых мы пытаемся объединить несколько задач. Во-первых, место проведения клуба должно обладать инфраструктурой, позволяющей качественно и удобно провести деловую часть – залы с возможностью видеть и озвучивать каждого человека (чтобы каждый мог включить микрофон и высказаться), все необходимое техническое оснащение. Во-вторых, люди, приехавшие в это место, должны увидеть что-то интересное для себя, поэтому вопрос экскурсионной части является не менее важным. В-третьих, культурно-развлекательная часть должна быть наполнена некоторым местным колоритом, который позволил бы познакомиться еще и с искусством того места, где Клуб собирается. Несмотря на трудность такого выбора, все предыдущие места собрания, на мой взгляд, соответствовали всем этим трем условиям.
Кроме того, проведение собраний Клуба преследует еще и такую цель, как популяризация страхования и перестрахования на той территории, где оно проходит. Именно поэтому в процессе подготовки мы обязательно взаимодействуем с местными страховыми организациями, они выступают нашими помощниками и сподвижниками в этом деле. Обязательно привлекаем местные органы власти, которые считают очень важным проведение подобного мероприятия на своей территории, присутствуют на собрании, выступают. Иногда делаются очень подробные доклады о состоянии страхования и перестрахования в данном регионе, и звучат из уст людей, входящих в правительства краев и областей, эта информация становится вдвойне серьезной.
Если сравнивать с Западом, какие аналоги Клуба есть в международной практике? Что заимствовалось из западного опыта при его организации, а какие его черты - чисто российские?
Все что делается в Клубе андеррайтеров – чисто российское, поскольку на Западе полных аналогов нет. Опыт объединения страховщиков и перестраховщиков на Западе – это, в основном, пулы (добровольные объединения страховщиков, создаваемые на основе соглашения между ними для обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности за исполнение обязательств по договорам страхования), формируемые для решения каких-то конкретных задач. Мы же для Клуба преследуем цели немного иные – это помощь андеррайтерам посредством обмена практическим опытом, знаниями, материалами. Да и, кроме того, Клуб – это хорошая возможность не только выступить с докладом и донести свое мнение до страхового сообщества, но и, находясь вне стен своей компании, показать другим игрокам рынка насколько высок твой профессиональной уровень, а, следовательно, и уровень компании, в которой работаешь.
Почему перестраховщикам, как никаким другим участникам страхового рынка, свойственна тенденция к объединению, в том числе в рамках общественных организаций и акций? Тяга к единству – следствие специфики их бизнеса вообще или историческая традиция только нашего российского рынка, становление которого шло по линии взаимности?
Перестрахование – довольно личностный бизнес, в нем далеко не последнюю роль играют личные доверительные отношения с партнерами и знание партнера лично. Клуб сближает людей, и делает их дальнейшую совместную работу комфортной и приятной. Пообщавшись с коллегами во время неофициальной части собраний Клуба, человек может раскрыть не только свои профессиональные, но и личностные качества, которые играют немаловажную роль в установлении и развитии дальнейшего сотрудничества между компаниями. Тяга к объединению, к общности интересов – это вообще типичная российская черта, вспомните демонстрации, общественные организации прошлых десятилетий. Так что в основе объединения, с одной стороны, специфика перестраховочного бизнеса и желание лучше узнать партнеров, а с другой – это черта поведения россиян вообще.
Как опыт Клуба может быть использован в происходящих сейчас процессах формирования и развития институтов рыночного саморегулирования в российском страховании и перестраховании?
Сейчас основная идея – сделать саморегулируемой организацией ВСС, где работает комитет по перестрахованию. Его роль неизмеримо выше, чем Клуба Андеррайтеров, Клуб - организация сугубо профессиональная, а ВСС имеет уже еще и политическую и законодательную роль. Но в части использования нашего опыта, безусловно, уже сейчас есть, что перенять.
«Профессионализм по-домашнему» - фраза, которая отражает суть клуба даже глубже, чем его официальный слоган «Содействие без вмешательства». Но и то и другое справедливо, и мне кажется, что нелишним будет перенятие опыта создания такой доверительной и откровенной деловой атмосферы, подбора тем, интересных большинству собравшихся и обладающих новизной в части решения каких-либо проблем.
Некоторые специалисты сегодня утверждают, что многие проблемы перестрахования возникают из-за того, что оно не оформлено в России как отдельная отрасль, нет нормальной законодательной специализации, нет единых синдикативных действий перестраховщиков и т.п. Как, по Вашему мнению, Клуб мог бы работать над решением проблемы складывания российского перестрахования как отрасли?
Пока у Клуба одно предназначение – совершенствование обычаев делового оборота в перестраховании. Надо продолжать делать то, что получается, а претендовать на корректировку законодательства у Клуба пока что оснований нет. Но то, что участники собраний – это представители организаций-членов ВСС, и есть та обратная связь, которая имеет выход на законодательный уровень. Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы Клуб активно участвовал в решении этой проблемы. Компаниям, которые уже сейчас являются членами Клуба, необходимо как можно больше и продуктивнее взаимодействовать друг с другом, работать надежно и прозрачно, тем самым, повышая престиж и авторитет нашего профессионального сообщества.
По итогам каждого собрания обычно составляется резолюция о том, что было сделано, каких результатов удалось достичь, что еще необходимо сделать. Так вот, подобная резолюция не должна быть просто пустой бумажкой. Это мнение рынка, которое должно быть донесено до нужного адресата, и не только донесено, но и услышано и принято во внимания во благо развития нашей отрасли.
Есть ли у Клуба потенциал взаимодействия с государственным регулирующими органами, и как он может быть использован на благо перестраховочной отрасли?
Конечно, ведь одной из главных целей Клуба как раз и является удовлетворение потребностей его участников в неформальном общении не только между собой и с иностранными коллегами, но и с общественными и политическими деятелями, со специалистами Федеральной Службы Страхового Надзора, Министерства Финансов России, Налоговой службы и пр. на общих собраниях. При проведении собраний мы обязательно приглашаем представителей Инспекций ФССН по соответствующей территории. То, что они слышат на заседаниях, они потом докладывают своим руководителям. В частности, в Хабаровске представители местной инспекции ФССН не только присутствовали на мероприятиях, но и обязательно выступали сами.
Мы стараемся максимально привлечь представителей региональных контролирующих органов с тем, чтобы они поделились какими-то наработками, мнением о работе страховых организаций на той или иной территории, замечаниями к их деятельности, анализом ошибок, чтобы представители страховщиков могли им задать какие-то вопросы… Так что роль и ответственность тех, кто приезжает на собрание Клуба, достаточно велика еще и поэтому – им донести услышанное до руководителей своих компаний, и тем самым распространить информацию по всем вопросам, представляющим интерес для всех.
Расскажите о планах работы Клуба на ближайшую перспективу. Каким Вы видите будущее Клуба в меняющихся рыночных условиях?
Самая ближайшая перспектива – это, конечно же, 11-е Собрание Клуба в начале сентября в Светлогорске. Если говорить о более отдаленных планах, то – это, прежде всего, планомерная реализация идеи профессиональной консолидации в рамках «мини-рынка», которую мы озвучили еще на втором собрании Клуба андеррайтеров, постоянное повышение авторитета Клуба, утверждение его в качестве профессионального объединения, с мнением которого необходимо считаться. Нам бы хотелось, чтобы компании-члены Клуба или те, где работают сотрудники, имеющие личное членство, работали в такой среде (которую мы и называем «мини-рынком»), где обычаи делового оборота были бы реализованы правильным и эффективным образом. Другими словами, это высшая степень профессионализма, надежности, предсказуемости, добросовестности – вот то, к чему бы мы хотели стремиться.
В царской России существовала традиция, когда император перед принятием важного решения посылал своих советников «в палаты Аглицкого Клоба», как это тогда называлось, с тем чтобы послушать, что там говорят. Так вот, нам бы хотелось, чтобы и при принятии каких-то решений, формирующих законодательную базу, те, кто готовят проекты изменений в законодательство о перестраховании, тоже интересовались бы мнением членов Клуба Андеррайтеров.